Страница великого мастера

Речь Великого Мастера ОВЛР, произнесенная им на Летней Торжественной Ассамблее ОВЛР в г. Санкт-Петербурге

2010-07-03

О Масонстве
Масонство, может быть, - Школа Братства, которая через посвящение, общение, аллегорию ритуала и символизм лишь побуждает человека, стремящегося к освобождению, искать просвещения божественным непостижимым Светом.
 
О Ритуалах
Настойчивым намерением наших ритуалов является выход за пределы интеллектуального. То, что не может быть решено с помощью логики, вытесняется в глубины ума. Ритуал не может быть понят исходя из обычных предположений. Но понятый однажды он становится тем куском камня, которым уже можно постучать в ворота. Когда ворота открываются, кусок камня как бы становится ненужным и «отбрасывается», забывается до поры.
Ритуал нужен тогда, когда психологические двери закрыты жизнью в профанском мире, но поработав, мы приоткрываем их и, когда они откроются, мы забываем про ритуал.
После открытия своей двери каждый видит нечто необычное, нечто такое, чего он не мог даже вообразить. Но когда ритуал повторно изучается с новой точки зрения, каким восхитительно вызывающим, каким достойно построенным он кажется! И так снова и снова от малого круга ритуала каждого градуса к большому кругу ритуалов всех градусов, чтобы лучше понять первый, в котором есть всё. И в этом нет ничего искусственного, как в символе.

О Братстве
В масонстве человек может сказать: «Просветление – это лишь путь. Просвещение, - только твоя дорога, которая не зависит от внешних моральных принципов; оно естественным образом побуждает делать добро и избегать зла, побуждает действовать из самых глубин сердца».

О Брате
Один старый Брат сказал: «Оглянись вокруг и войди в истинное. Не ищи того, что следует из него. Если ты хочешь искать истинное, тогда проникни в истину твоего сердца.
Твоё сердце – это источник существования всего живого и неживого во всем мире. Когда сердце движется, различные вещи возникают. Но когда сердце становится пустым, все эти вещи также становятся пустыми. Если твое сердце постоянно не навешивает на каждый объект свой ярлык, если оно не вьется вокруг чего-то «плохого» или чего-то «хорошего», тогда ты сможешь увидеть этот объект, и вещи станут вокруг тебя самими собой».
Как же часто мы видим этикетку на бутылках, но не вино разлитое в них!
Когда ты одновременно и жив и мертв,
Когда ты познал смерть в себе,
Как велико
Мельчайшее удовольствие!

О Мире
Какова реальность первых десяти лет XXI столетия?
Реальность в том, что с одной стороны мир стал быстрее, не только в различных аспектах человеческой деятельности, но и в частоте происходящих локальных природных и иных катастроф. С другой стороны, в мире разразился глобальный кризис, далеко выходящий за рамки финансово-экономических и инновационно-технических проблем в область неустойчивости гуманитарных основ цивилизации.
Какова может быть аллегория этих лет?
Аллегория может быть в том, что время прошедшее после глобальных катастроф, дарованное человечеству разумной его природой для осуществления свободного выбора в пользу Высшего Нравственного Закона, истекает.
Что служит краеугольным камнем Нравственного Закона?
Для людей нашего времени моральный лексикон сохраняет нераздельное восприятие слов в словосочетании «нравственный закон», отождествляя его исключительно с моралью долга, скрывая принципиальное различие.
В масонстве человек знает, что Нравственный Закон состоит из двух взаимосвязанных Правил: «Не делать другим того, чего себе не хотите» и «Поступать с другими так, как для себя хотите», каждое из которых есть мораль. Одна мораль - пассивная, запрещающая делать зло - это «мораль долга». Другая - активная, которая повелевает делать добро - это «мораль стремления». Мы не должны, а хотим делать добро!
Разграничение между моралью стремления и моралью долга само по себе не ново. Тем не менее, вытекающие из него следствия, в целом, прошли мимо внимания многих исследователей и, в частности, не получили достаточного развития для исправления нравов рационалистической цивилизации XX века.
Если провести параллели среди предметов научных занятий, то ближайшим родственником морали долга будет право, а мораль стремления состоит в кровном родстве с эстетикой. Это мораль жизни в соответствии с Благом; стремления к совершенству, самой полной реализации человеческих сил - это мораль Красоты!
Если мораль стремления начинает с вершины здания человеческих достижений, то мораль долга начинает с его фундамента, с самых очевидных требований общественной жизни. Она закладывает нормы, без которых упорядоченное общество невозможно - это мораль Силы! Она необходима, но не достаточна для мотивации человека жить на том уровне совершенства, к которому он способен. Не существует способов, посредством которых самый лучший свод законов может заставить человека так жить, скорее наоборот, «Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит).
Современное состояние общества есть плод многовековой невидимой борьбы морали Силы с моралью Красоты за уменьшение роли иррационального в жизни человека, без нужды усложненной интеллектуальной путаницей, которая восходит по меньшей мере к Платону. Цена, которую мы платим за сложившуюся в результате этой борьбы дисгармонию в соотношении Силы и Красоты, когда исчезает давление долга и возникает вызов совершенства, стала слишком велика.
Само слово – «добродетель» (vertu) стало полностью отождествляться с моралью долга, оно в значительной степени утратило свой изначальный смысл благородного чувства любви и самопожертвования, доброты и силы, разумной действенности и терпимости, чистоты в быту, умелости и храбрости в сражении, т.е. тот набор значений, который явно определил место понятия «рыцарства».
Сегодня, в подавляющем большинстве случаев, концепцию подобающего поведения человека в правовом обществе можно свести к двум, аналогично Нравственному Закону, правилам: «Не делать другим того, что может повредить твоей репутации» и «Поступать с другими так, как общепринято», каждое из которых тоже мораль. Одна - мораль «бездеятельного равнодушия», другая - мораль «осторожной добродетели».
Единство и борьба этих двух моралей рождают иной закон - Закон Безразличия. Вот горькие плоды рационализма наших дней.
В самом деле, «Что безнравственно - то, как бы оно ни было замаскировано, все-таки, не может, никоим образом, сделаться нравственным» (Цицерон).
Таким образом, краеугольным камнем Нравственного Закона служит Правда, которая есть Жизнь, а тем же камнем Закона Безразличия служит Ложь, которая и есть Смерть.
Что же можно сделать, если время истекает?
В русской литературе есть такие, ставшие "крылатыми ", фразы:
«Спешите делать добро!», «Красота спасет мир!», «Красота, - страшная Сила!»

Инсталляционная речь

2009-06-27

Во Славу Великого Строителя Вселенной!

   Любезные братья в ваших степенях и качествах!
   Русское масонство за свою более чем 250-летнюю историю переживало этапы расцвета и упадка, общественной благосклонности и беспощадных гонений. Несмотря на все сложности Орден снова и снова возрождается в России. Собравшись здесь все вместе, мы утверждаем бытие ложи, ложи Всемирной Братской Любви провозглашая Мудрость, Силу и Красоту, как триединое ее основание. Здесь нам открывается нечто очень важное; единственной причиной бытия нашей ложи является наше общение, т.е. Общение личностей, которые свободно собрались и установили личные взаимоотношения и любовь для творческого искания совершенства! Господь назначил нам, чтобы жизнь наша была общественным достоянием. Мы являемся членами современного гражданского общества, Бытие или жизнь этого общества целиком и полностью зависит от нравственного климата в нем. История XX века и новейшая история века XXI преподала человечеству красноречивые уроки для того, чтобы оно вышло наконец на единственно верный путь своего развития. Как всегда, общественный долг, разум, праведность, умеренность, доброта, чистота в быту - только они способны сделать это общество счастливым и принести ему процветание и саму жизнь! Все народы живут единой жизнью, единое могучее сердце бьется в этой огромной груди, кровь подчиняется единому ровному пульсу. Это единый жизненный поток, состоящий из десятков тысяч взаимно переплетенных рек и ручьев, стекающихся в единый дом человеческой любви!
   «Да будет Мир на Земле!»,
   «Да царит Любовь среди людей!»,
   «Да наполнит Радость их сердца!»